Что же такое стартап?

Учитывая, что понятие стартап используется в самых разных контекстах, то единого ответа на этот вопрос не существует. Для многих, это новая компания с потенциалом роста. Но когда стартап перестает быть стартапом? Попадает ли в эту категорию Uber, капитализация которой оценивается в более чем 50 миллиардов долларов? Для некоторых людей даже Google – стартап.

Чтобы разобраться в этих вопросах, я решил сравнить определения из различных зарубежных источников, таких как Techcrunch, Forbes и Quora, и проанализировать мнения предпринимателей и венчурных капиталистов. Каждый немного по-разному относится к этому вопросу, но на мой взгляд, понятие стартап стоит разделить на две основные составляющие: организация и культура.


Стартап как организация

Основные ингредиенты
Для большинства людей, стартап – это, в первую очередь, вид предприятия. Стивен Бланк, один из самых успешных педагогов в инновационном предпринимательстве, пришел к достаточно точному определению:

Cтартап – это организация, которая находится в поиске воспроизводимой и масштабируемой бизнес модели.

Тут три ключевых идеи – бизнес модель, поиск, мастшабируемый. Бизнес-модель – это то, как компания зарабатывает деньги. Сюда входит основная “ценность” продукта, целевая аудитория, и как этот продукт продавать. Стартапы постоянно находятся в поиске наиболее оптимальной бизнес модели – все начинается с версии 1.01, но в дальнейшем необходимы постоянные эксперименты и шлифовка, чтобы на выходе получить качественный продукт и успешно его продавать. И, конечно, важно, чтобы эту бизнес модель можно было масштабировать – то есть стартап имеет потенциал увеличивать свой рост из года в год.

Стартапы чаще всего связывают со сферой технологий. Но это далеко не обязательная среда. Самое главное, чтобы компания была инновационной, а инновации могут быть абсолютно в разных сферах. Инновация может быть даже в самой бизнес модели. Например, если вы решите открыть цветочный магазин с месячной подпиской, то вашу компанию можно вполне назвать стартапом.
laptop-849798_1920
Перевоплощение
Хорошо, с определением стартапа стало чуть яснее. Но когда стартап теряет свой статус и становится просто стабильной компанией? Тут на помощь приходит Дейв Макклюр, основатель 500 Startups, одного из крупнейших бизнес-инкубаторов во всем мире.

Его определение стартапа чем-то похоже на определение Стива Бланка, но оно имеет чуть больше деталей:

Стартап – это компания, которая пытается понять:

1. Какой продукт она предлагает?
2. Кто будет пользоваться продуктом?
3. Как заработать деньги?

В момент, когда стартап находит ответы на все эти вопросы, он перестает быть стартапом и становится устойчивой компанией.

Тут стоит добавить, что этот момент наступает, когда у стартапа появляется некоторая стабильность и риск прогореть резко уменьшается.

Стартап как культура

Если остановиться на вышеперечисленных определениях, то все равно чего-то будет не хватать. Для многих предпринимателей стартап это, в первую очередь, возможность что-то изменить и привнести в этот мир что-то свое.

Быть стартапом значит создавать свежий воздух, проверяя пульс будущего.
(с) редактор Forbes, Натали Робемед

Стартапы – это новые продукты, инновации, риски, амбиции, ошибки, изменения, рост. Для Рассела Д’Соуза, одного из основателей билетной поисковой системы SeetGeek, стартап перестает быть стартапом только тогда, когда он уже не создает что-то ценное, когда уже нет сферы влияния на окружающую среду.

Еще один предприниматель, Сайрус Масуоми, основатель приложения для поиска докторов, считает, что в стартапах важны три составляющие:

1. Быстрота принятия решений
2. Креативность
3. Веселье

И Рассел с Сайрусом лишь примеры многих других предпринимателей, кто думает в этом же ключе. Поэтому важно осознавать, что стартапы это не просто форма компаний, это целая культура инноваций, креатива и риска.

Две стороны

Когда инновационные компании только-только зарождаются, они имеет статус стартапа во всех его смыслах. Но со временем, когда у них появляется устойчивая модель бизнеса, они теряют свой “официальный” статус стартапа как предприятия. Но они вполне могут сохранить в себе культуру и дух своих первых лет существования. С точки зрения организации, Uber и Google уже перестали быть стартапами. Но с точки зрения культуры – это одни из самых ярких примеров.

Advertisements